Всемирный День фортепиано в Воронежской филармонии отметили фортепианным трио

Вечер 29 марта — Всемирного Дня фортепиано — в Воронежской филармонии прошёл под знаком камерной музыки. Ежегодный международный праздник отмечается каждый 88-й день с начала календарного года. Такая дата была выбрана не случайно: современный диапазон фортепиано составляет именно 88 клавиш.
«Вечер фортепианного трио», — так называлась концертная программа, полностью соответствующая законам жанра. Классический стиль фортепианного трио сложился в середине XVIII века, когда в моду активно вошло так называемое домашнее музицирование. Стандартный репертуар предполагает камерный формат и произведения, написанные для трёх инструментов. Как правило, это скрипка, виолончель и фортепиано.
«Вечер фортепианного трио», — так называлась концертная программа, полностью соответствующая законам камерного жанра. В исполнении концертмейстера Воронежского академического симфонического оркестра Яны Мирошниковой (скрипка), лауреата международных конкурсов Натальи Волковой (виолончель) и заслуженной артистки России Екатерины Задонской (фортепиано) слушателям были представлены фортепианные трио выдающихся мастеров, представителей русской композиторской школы XIX века — С.И. Танеева и П.И. Чайковского.
Танеев, являясь учеником Чайковского, как композитор многое почерпнул от своего учителя, и это отразилось в самых разных сочинениях, в том числе первой симфонии, опере «Орестея», романсах, некоторых квартетах, в частности квартете №1, посвященном Петру Ильичу.
Танеев как пианист стал первым и одним из лучших интерпретаторов фортепианной музыки Чайковского. Ярким свидетельством тому является высказывание самого Петра Ильича в газете «Русские ведомости» об исполнении Танеевым своего Первого фортепианного концерта: «Он умеет до тонкости проникнуть в мельчайшие подробности авторских намерений и передать их именно так, в том духе и при тех условиях, какие мечтались автору». Сергей Иванович с благоговением относился к своему Учителю, преклонялся перед великим талантом мастера. Брат и биограф композитора Модест Ильич Чайковский посвятил свой знаменитый трехтомный труд именно, как напечатано на титульном листе, «Сергею Ивановичу Танееву и всем, кому столь же дорога и священна память Петра Ильича Чайковского». После смерти Чайковского Танеев разобрал его архив, доработал и инструментовал некоторые сочинений.
В свою очередь, Чайковский высоко ценил и композиторское дарование, и человеческие качества своего ученика. В одном из писем 1880-го года Петр Ильич признался: «… в глубине души я ни минуты никогда не сомневался, что Вы… будете крупной личностью в сфере русской музыки». Посвятил Танееву «Франческу да Римини», по достоинству отметил кантату «Иоанн Дамаскин», а также Увертюру к трилогии «Орестея», которая была впервые исполнена в концерте под его управлением.
Сохранилась удивительная переписка Чайковского и Танеева, которая велась на протяжении четверти века, и которая является интереснейшим и глубоко содержательным документом музыкальной истории своего времени. Это свидетельство содружества чрезвычайно близких по духу людей, обсуждавших насущные проблемы художественной жизни XIX века, композиторского мастерства, исполнительства и многие другие творческие вопросы.
фото Натальи Коньшиной