Воронежский академический симфонический оркестр посвятил вторую программу своего 95-го сезона музыке русских композиторов

2 и 3 октября в зале филармонии прозвучали симфоническая поэма «Стенька Разин» Александра Глазунова, сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и концерт для виолончели с оркестром Николая Мясковского. Солист — Евгений Румянцев, за дирижерским пультом — Игорь Вербицкий.

Открыла вечер сочная симфоническая живопись Глазунова.  Поэма «Стенька Разин», сочиненная двадцатилетним композитором под влиянием народнических идей  «Могучей кучки», рисует  в воображении слушателей яркие образы, связанные с историей лихого атамана и его товарищей. Звукопись Глазунова настолько эффектна, что в музыке поэмы явственно слышен и плеск воды, и горячее дыхание скачущих лошадей, и  звон оружия. Всё это красочное великолепие детально отразилось в исполнении оркестра под управлением Игоря Вербицкого.

 

Иные средства выразительности использует в своей музыке мастер симфонического письма Николай Мясковский. Его виолончельный концерт (к слову, нечастый гость на концертных площадках Воронежа) написан в 1944 году.  Две части произведения по смыслу и внутренней концентрации не уступают целой симфонии. В солирующей партии Евгений Румянцев создает  образ мужественной лирики, сдержанной и благородной, лишенной показного пафоса. Его виолончель передает огромный диапазон чувств — от нежности до истинного героизма. Румянцев — замечательный музыкант своего поколения, ученик народной артистки СССР Наталии Шаховской, лауреат XIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2007). В Воронеже он выступает не впервые, и каждый раз его игра оставляет впечатление  доверительного общения, обращенного к каждому слушателю.

Эффектным завершением программы стало исполнение сюиты из балета «Жар-птица » Игоря Стравинского. Игорь Вербицкий выбрал редко звучащую авторскую версию 1945 года, мастерски выстроив динамику, детализируя все тонкости богатой звуковой палитры оркестра: от холодящего душу сумрачного, неживого звучания Кащеева царства во Вступлении и разрушительной силы «Поганого пляса» до безудержного в своей радостной стихии Финала.

фото: Наталья Коньшина

close