«Воронежская камерата» продемонстрировала эволюцию фортепиано

Третий день фестиваля прошел под девизом «Клавир сквозь века». В музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова выступила клавесинистка Мария Успенская, а в зале филармонии сыграл фортепианный дуэт Александра Маслова и Ники Мельниковой.

Мария Успенская – одна из ярких представителей исторического исполнительства в России. Она владеет клавесином, клавикордом, хаммерклавиром, органом, не забывая при этом о рояле. Успенская – первый и пока единственный за последние десять лет лауреат I премии и приза публики конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге. В клавесин Мария влюбилась в 1998 году, а затем досконально изучила эпоху ранней и барочной музыки. О композиторах того времени она рассказывает так, будто жила с ними на одной улице. Это удивительное погружение в историю ощутили слушатели каминного зала музея-усадьбы Веневитинова. Мастерское исполнение произведений А. Вивальди, И.С. Баха, Г. Перселла, Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо клавиристка сопровождала содержательными комментариями. Зрители узнали, для чего Баху был нужен лютневый клавесин, как «Марсельеза» спасла от погрома органы Парижа во время французской революции, при чьем дворе была лучшая в мире коллекция клавишных инструментов. Настоящим открытием для публики стало исполнение вариаций малоизвестного русского композитора XVIII века Василия Караулова: мотив русской народной песни «Ах, тошно мне» остается родным и близким даже в звучании клавесина. Необыкновенное путешествие по столетиям и странам Мария Успенская завершила сочинением нашего современника Валерия Кикты, окончательно убедив слушателей в том, что клавесин – инструмент отнюдь не музейный.

Вечерний концерт в филармонии тоже стал живым диалогом между двумя, на первый взгляд, противоположными полюсами: академической и импровизационной музыкой. Замечательный фортепианный дуэт из Санкт-Петербурга – Александр Маслов и Ника Мельникова – показали высокий класс ансамблевой игры. Прозвучали редко исполняемые пьесы для фортепиано в четыре руки двух Рубинштейнов – Николая и Антона: «Тарантелла» и «Костюмированный бал». Кроме того, Александр Маслов представил на этом концерте собственные транскрипции известных произведений: сюиту из музыки Свиридова к повести Пушкина «Метель» и сюиту «Снежинки» Цфасмана. Эксклюзивом фестиваля «Воронежская камерата» стала «Бельгийская сюита» Александра Маслова: это сочинение прозвучало впервые в России.

Фото: Наталья Коньшина

close