Воронежская камерата – «Посвящение Мстиславу Ростроповичу»

Дневник событий фестиваля

Панораму событий Пятого юбилейного фестиваля «Воронежская камерата» продолжило единственное выступление камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета.

Любой из приездов в столицу Черноземья для прославленного российского музыканта, народного артиста России всегда отмечен знаковыми и благородными целями. Весной 2018 года маэстро открывал в Воронеже Образовательный центр для поддержки талантливой молодежи в рамках Общероссийской программы «Юрий Башмет – молодым дарованиям России» на средства гранта главы государства. Затем приезжал с концертом на знаменитый Платоновский фестиваль искусств. И вот новая осенняя встреча!

В коротком общении с журналистами Юрий Башмет вспомнил и о талантливых музыкантах своего Всероссийского юношеского симфонического оркестра, некоторые из них из Воронежа.

Символично, что весь этот год артисты, ансамбля «Солисты Москвы» проводят вместе с их шефом в интенсивном гастрольном графике, связанном с 30-летием с момента основания коллектива.

На фестивале «Воронежская камерата» москвичи выступают впервые и очарованы его атмосферой.

Юрий Башмет: «Перед воронежскими зрителями приятно играть. Вообще российская публика отличается от любой западной. Есть такая вещь, как музыкальная ответственность. Если в прошлый раз людям понравилось, и они пришли через несколько лет, ты понимаешь, что от тебя ждут уровень. Нельзя их разочаровывать, надо чем-то новым поражать и с полной отдачей. Вообще отличительная черта моих поклонников, это словами не передать: они – мои, а я – их».

Тот факт, что фестиваль проходит под знаком юбилея Мстислава Ростроповича, коллеги и творческого спутника Юрия Башмета, придаёт ещё большее значение этому событию.

Юрий Башмет: «Ростропович – это целый мир, космос. В моей судьбе он сыграл огромную роль. Каждая встреча с ним – это невероятный праздник! С ним жизнь ощущалась полноценно. В одном интервью меня как-то спросили, почему я не играю «Дон Кихота» Рихарда Штрауса. Это Симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра, в которой соло виолончели воплощает образ Дон Кихота, а соло альта – Санчо Пансы. И я ответил, что когда у меня будет достойный Дон Кихот (имея в виду Ростроповича, потому что я считаю, это как будто для него было написано), тогда с удовольствием исполню Санчо Панса. Ростропович был уже за рубежом, но продолжал внимательно следить за тем, что происходит в Москве. И когда мы с ним неожиданно пересеклись в Милане, оказалось, что он знает об этом интервью, и он согласился исполнить это сочинение со мной. И мы определили срок. Примерно тогда же мне позвонил знаменитый американский виолончелист Йо-Йо Ма и предложил сыграть «Дон Кихота» в Чикаго. Я сказал: «Я должен созвониться с Ростроповичем, потому что мы договорились, и первый раз это произведение я буду играть с ним». Я на следующий день позвонил Ростроповичу, и он ответил: «Йо-Йо Ма вообще хороший парень, заодно обыграешь с ним Штрауса»! На сцене помимо того, как Ростропович на сто процентов отдавался музыке, образной сфере, он постоянно вел четкий контроль за всем, что происходит. Когда мы играли квартет, вы бы видели его ноты! Все было расписано разноцветными карандашами за два такта до его партии виолончели – где заканчивается соло скрипки, где начинается соло альта… Всякое может случиться, все живые люди, поэтому все время надо быть застрахованным, – говорил он».

Программу воронежского концерта составили лучшие образцы репертуара «Солистов Москвы»: сюита «Из времен Хольберга» Эдварда Грига, «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, а также премьерные сочинения современных композиторов – Кузьмы Бодрова («Отражения»: темы 24-го каприса Никколо Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга), Габриэлы Ортис, Тору Такэмицу и итальянца Ламберто Куртони. Его композиция De Fidium Nature («Вера в природу») для двух альтов и струнных прозвучала необычайно органично. Сольные партии исполнили Юрий Башмет и Андрей Усов (альт). Камерным ансамблем «Солисты Москвы» дирижировал Роман Балашов.

Фестиваль «Воронежская камерата» – это ещё и форум открытия не только новых имён, но и феноменальных виртуозов, ярко заявивших о себе на мировой концертной сцене. Один из таких ансамблей – экстравагантный дуэт баянистов из Сибири SiBDUO в составе: Александр Сироткин и Андрей Битюцких. Их концертная программа была составлена на стыке классики, народной музыки и джаза. Собственные транскрипции для ансамбля баянов произведений П. Чайковского, А. Бородина, А. Лядова, С. Прокофьева, С. Рахманинова и Д. Шостаковича контрастировали с авторскими обработками и композициями современных композиторов. Невероятный драйв и эклектичный стиль их выступления на сцене Воронежской филармонии воодушевил публику, устроившую артистам бурную овацию.

Отдельный день фестиваля был посвящен показу документальных фильмов о пребывании Мстислава Ростроповича на воронежской земле. После 1960 года, спустя несколько десятилетий, всемирно известный музыкант снова приезжал в столицу Черноземья.

Днем состоялась специальная экскурсия по памятным местам семьи Ростроповичей, а затем в фойе филармонии состоялась творческая встреча с воронежским историком, автором книги «Воронежские Ростроповичи. Семейный портрет на фоне истории» Александром Акиньшиным. Предисловие к книге написал сам Мстислав Ростропович. Маэстро высоко оценил труд воронежского историка, объединившего в единую летопись около 100 представителей знаменитой династии. В результате долгой и кропотливой работы были обнаружены уникальные факты биографии каждого из героев, а Мстиславу Ростроповичу удалось заочно познакомиться со многими своими предками, увидеть архивные снимки и копии документов.

«Совесть – самая удивительная сила. Может быть, она и есть часть той тайны, которая остаётся внутренним вулканом художника». Мстислав Ростропович.

Приезд легендарного Государственного струнного квартета им. Бородина надолго запомнится воронежцам и гостям города. Исполнительское искусство этого старейшего коллектива всегда вызывает у публики самые искренние и волнительные эмоции. Ансамбль имел несколько составов за время своей истории, от поколения к поколению передавались традиции русского камерного музицирования. Сегодня в его составе играют прекрасные солисты: Николай Саченко (1-я скрипка), Сергей Ломовский (2-я скрипка), Игорь Найдин (альт), Владимир Бальшин (виолончель).

Ясная кантилена звучания, благородство мысли, тончайшая палитра оттенков и красок характеризуют этот замечательный квартет. Программы выступлений коллектива тщательно продуманы и концептуально выстроены. В это раз акцент был сделан на романтической музыке композиторов России и Австрии, это своего рода диалог двух стран в сфере пространства культуры и музыки.

В концерте прозвучали избранные квартеты Александра Бородина и Франца Шуберта.

Участники Государственного квартета им. Бородина – Николай Саченко, Сергей Ломовский, Игорь Найдин, Владимир Бальшин: «Мы с удовольствием включили в программу нашего выступления русскую камерную лирику с австро-немецкой романтикой. Шуберт и Бородин прекрасно взаимодополняют друг друга. Их вокальное романсовое творчество давало импульсы к созданиям не менее удивительных по своей красоте камерным произведениям. Несколько сезонов назад мы посвятили большую часть наших программ квартетам Шуберта. Хотим ещё раз повторить этот проект в будущем. Вообще мы стараемся развивать традиции камерного исполнительства, в том числе в сфере нашего ансамбля. Не так то просто заниматься камерной музыкой в наше такое неспокойное время, которое требует от людей действительно потуже затянуть пояса, отвлечься на какое-то время от своих личных дел и выгод, быть ведомыми огромной любовью к этому направлению. Мы надеемся, что камерное музицирование будет ещё больше возрождаться и находить свою дорогу к слушателям».

Государственный квартет им. Бородина – желанный гость самых престижных концертных площадок мира, ведущих фестивалей классической музыки. «Воронежская камерата» как раз один из таких значительных и важных проектов для ансамбля.

Участники Государственного квартета им. Бородина – Николай Саченко, Сергей Ломовский, Игорь Найдин, Владимир Бальшин: «Мы очень любим и ценим этот замечательный фестиваль. Здесь искренняя и отзывчивая публика, она открыта ко всему новому, очень тепло принимает музыкантов, с особым воодушевлением слушает. Это нас восхищает и даёт нам дополнительные силы. В зале Воронежской филармонии действительно очень приятно играть, такая удобная и комфортная акустика. Фестиваль посвящён в этом году Мстиславу Ростроповичу, а ведь он был участником легендарного квартета им. Бородина. Маэстро всегда задавал самую высокую исполнительскую планку, невероятно подвижный темпоритм жизни. Ростропович был необычайно требовательным и строгим к студентам, давал всего лишь несколько часов на переучивание музыкального материала. Требования были самые высокие как к себе, так и к другим. У него всегда сохранялись удивительная жажда творчества и жажда общения. Ему всё было интересно, он отдавался любимому делу со стопроцентной отдачей, находил в себе какую-то удивительную мотивацию сил и заполнял своим обаянием личности любые встречи. Некоторые из них, в том числе в Германии, мы очень хорошо помним».

Программу концерта завершило одно из трогательных и лирических сочинений Франца Шуберта Струнный квартет № 13 Rosamunde («Розамунда») ля минор, D 804.

Виктор Александров для портала «Музыкальные сезоны»

Фото Натальи Коньшиной

close