Воронежская филармония открыла сезон русской и советской классикой

Академический симфонический оркестр под управлением народного артиста России Владимира Вербицкого исполнил произведения Мусоргского, Шостаковича, Хачатуряна.
Тон задала эффектная «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича. Ее стремительный темп увлекает, словно вихрь, а искрящиеся мелодии, как бокал хорошего вина, заставляют сердце биться чаще. Шостакович писал эту пьесу «на случай»: в 1954 году она звучала на открытии фонтана «Каменный цветок» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) и затем неоднократно служила музыкальным оформлением для торжеств государственного масштаба.
То же состояние окрыленности ощущается в Концерте для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна. Композитор создал его в 1940 году, «словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости». Автор в это время ждал рождения сына, и музыка концерта передает состояние упоения жизнью. Придерживаясь трехчастной классической формы, Хачатурян рассказывает увлекательную историю, пронизанную ритмами и напевами народов Закавказья.
Солист Леонард Шрайбер очень точно чувствует эту, казалось бы, далекую от его поколения музыку. 35-летний бельгийский скрипач играет так, будто воочию любовался величавыми горными пейзажами Армении, воздал должное национальной кухне и побывал на настоящей армянской свадьбе.
— Я люблю этот концерт, — признается Леонард. – Он полон юмора и страсти, в его музыке столько оттенков вкусов и запахов! Армянская культура тоже полна красок, ароматных трав и специй. Мне кажется, Хачатурян несколько недооценен и, возможно, считается менее серьезным композитором, нежели Чайковский, Прокофьев, Шостакович. Да, он более легкий, но музыка не должна всегда быть столь глубокой, драматичной. Он армянин, и его музыка – это армянская драма, где в равной степени можно плакать, смеяться, испытывать на себе ее очарование.
Техника Шрайбера поражает легкостью и естественностью, он играет так, будто ему ничего не стоит исполнять такое количество нот. Виртуозный стиль Леонарда во многом сформировала русская школа. Шрайбер учился у наших выдающихся соотечественников Бориса Кушнира и Феликса Андриевского (воспитанника знаменитого Юрия Янкелевича), окончил магистратуру Королевского колледжа музыки Великобритании у Левона Чилингиряна. Играет скрипач на инструменте 1710 года работы итальянского мастера Алессандро Медзадри из Феррары. Звук старинной скрипки льется густым медом и дарит ощущения настоящего полета. Небольшая, изящная, она была создана в эпоху более камерной музыки. Но в руках Леонарда Шрайбера она творит чудо, преодолевая все барьеры. А когда скрипач сыграл свой бис – Сарабанду из партиты Баха в том же ре миноре, что и концерт, по залу как будто пролетел тихий ангел.
На этом откровения не закончились. Во втором отделении слушателей ждал роскошный подарок: «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля. Из девятнадцати существующих она считается наиболее удачной. Миниатюры Мусоргского, изначально созданные как фортепианный цикл, в исполнении оркестра разрастаются до эпических полотен, а временами воспринимаются как захватывающий блокбастер, снятый в 3D технологии.
Владимир Вербицкий мастерски выстраивает звук, добиваясь точного баланса и динамики. Образы Гартмана (художника, вдохновившего Мусоргского на создание цикла) то обретают форму и плоть («Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Два еврея, богатый и бедный», «Катакомбы»), то принимают черты фантастических видений («Гном», «Баба-Яга»). И венчают всё это великолепие нерушимые «Богатырские ворота», своей мощью пробуждающие чувство гордости за страну, которая дала миру великую музыку.
Фото: Наталья Коньшина