В Воронеже впервые исполнили Тринадцатую симфонию Шостаковича «Бабий Яр»

Эпохальное сочинение 21 и 22 декабря представили Воронежский академический симфонический оркестр под управлением дирижера Игоря Вербицкого, Мужской хор филармонии, хор театра оперы и балета и солист Гамбургской оперы Владимир Байков.
На создание симфонии № 13 «Бабий Яр» для солиста, хора басов и оркестра Шостаковича вдохновили стихи Евгения Евтушенко. В пятичастной симфонии отразилась гражданская позиция поэта и композитора. Большому составу исполнителей удалось передать масштаб и выразительность, высокий градус эмоций и глубину содержания произведения. В трактовке Игоря Вербицкого Тринадцатая симфония предстает как единый скульптурный комплекс, запечатлевший разные образы и состояния: трагедию («Бабий Яр»), иронию («Юмор»), лирику («В магазине»), философию («Страхи»), гуманизм («Карьера»). Дирижер выстраивает драматургию симфонии Шостаковича на последовательном развитии музыки от мрака к свету, от трагического прочтения истории к вере в человека, к утверждению непреходящих ценностей – разуму, бескорыстию, великодушию, торжеству таланта над бездарностью. Эта концепция выражает актуальность Тринадцатой симфонии в наши дни и помогает осознать, что Шостакович идет по пути великих композиторов-гуманистов: Бетховена, Чайковского, Малера. Голосом от автора выступил один из ведущих российских певцов, солист Гамбургской государственной оперы Владимир Байков. За второй, не менее важный, план, отвечал хор басов, в который вошли певцы Мужского хора филармонии под руководством Татьяны Ижогиной (дирижер – Илья Ижогин) и хора театра оперы и балета под руководством Ольги Щербань (хормейстер – Эмиль Гаджиев).
Программу завершила сюита из балета Чайковского «Щелкунчик» в исполнении Воронежского академического симфонического оркестра. Яркая, красочная, волшебная, она напомнила слушателям о детстве и стала прекрасным подарком к новогодним и рождественским праздникам.
фото: Наталья Коньшина