В Воронеже прозвучала кантата Stabat Mater Гавриила Ломакина

Шедевр известного уроженца Белгородчины, композитора, хорового педагога и музыкального деятеля XIX столетия представили воронежским слушателям симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина, Академический хор под управлением Елены Алексеевой, солистка Оксана Никитина (меццо-сопрано).
Концерт в Воронеже – часть долгоиграющего проекта «Новоявление музыкальных шедевров прошлого», который Белгородская государственная филармония осуществила с 17 по 29 мая в городах центральной России. Гастрольная творческая акция прошла при государственной поддержке (грант) независимым театральным и музыкальным коллективам для реализации творческих проектов Министерства культуры РФ, концерты состоялись в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
Гавриил Якимович Ломакин (1812-1885) родился в Борисовской слободе (ныне поселок Борисовка Белгородской области), был крепостным графов Шереметевых. Учился музыкальной грамоте в Петербурге, в 19 лет стал капельмейстером знаменитой Шереметевской капеллы, создал собственную методику обучения хоровому пению, писал аранжировки, аккомпанировал певчим на фортепиано. За большие успехи получил вольную. Вместе с М.А. Балакиревым был инициатором Бесплатной музыкальной школы, стоял у истоков музыкального образования в России.
Stabat Mater при жизни композитора исполнялась один раз в 1865 году в Дворянском собрании Петербурга и затем надолго исчезла со сцены. В 2018 году восстановленная кантата Ломакина была исполнена в зале Белгородской государственной филармонии в рамках VII фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи», а в 2019 году сочинение прозвучало в программе VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.
В мае 2021 года с кантатой Гавриила Ломакина познакомились жители 11 городов России: Рязани, Тулы, Владимира, Иваново, Костромы, Твери, Калуги, Брянска, Липецка, Воронежа, Ельца.
Восьмичастная кантата Ломакина Stabat Mater – сочинение уникальное, настоящий кладезь идей для музыковедов. Первым на него обратил внимание белгородский ученый Юлий Горяйнов, его изыскания поддержали коллеги – Александр Головин и Тамара Гузуева.
— Stabat Mater Ломакина – произведение-эксперимент, — рассуждает управляющая симфоническим оркестром Белгородской филармонии, ведущая концертов проекта Любовь Безрукова. – С одной стороны, это католическая месса, с другой – глубокие русские интонации.
— Мы скрупулезно работали над этой партитурой, — продолжает тему главный дирижер Академического хора Белгородской государственной филармонии Елена Алексеева. — Она хранилась у родственников Ломакина в рукописном виде и досталась нам в плачевном состоянии. Мы восстановили ряд номеров, доработали партитуру и подготовили ее к изданию.
По мнению экспертов, Stabat Mater Ломакина сделала бы честь любому из признанных классиков. Мастерски исполненная белгородскими музыкантами, она произвела впечатление настоящего шедевра, перекликающегося по совершенству формы, красоте мелодий, технике письма и эмоциональному накалу с творениями Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Не менее эффектно прозвучали произведения младших современников Гавриила Ломакина: испанская увертюра «Ночь в Мадриде», хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки и Концерт для скрипки с оркестром Петра Чайковского. Солировал хорошо знакомый воронежцам Павел Милюков – лауреат XV конкурса имени Чайковского (III премия), участник проекта Московской филармонии «Звезды XXI века». Темпераментное исполнении Милюкова вызвало целый шквал аплодисментов.
В рамках «Новоявления музыкальных шедевров прошлого» организаторы проекта представили выставку репродукций картин потомков Гавриила Ломакина из фондов Белгородского государственного художественного музея. В экспозицию вошли работы сына композитора – Владимира Ломакина (1858-1913), одаренного художника, агронома по образованию, и его дочери Марии Владимировны (1896-1964) – выпускницы Петроградской Академии художеств, ученицы К.С. Петрова-Водкина, талантливой художницы из плеяды авторов лирико-романтического направления рубежа 1920-1930-х годов.
Музыка Stabat Mater Ломакина останется в Воронеже навсегда: перед концертом состоялась церемония передачи нотного издания кантаты из рук председателя Белгородского отделения Союза композиторов России Елены Латыш-Бирюковой председателю Воронежского отделения Союза композиторов России Ларисе Вахтель. Экземпляры партитуры также получили Воронежская филармония и музыкальные учебные заведения города.
Фото: Наталья Коньшина