В канун старого Нового года в Воронежскую филармонию пригласили Моцарта

13 января великий композитор невероятным образом оказался в нашем времени. Он обогатил свой лексикон новыми словами – телефон, лифт, интернет, с удовольствием прогулялся по городу, побывал на концерте современных музыкантов и даже успел влюбиться.

Нет, это не пересказ сюжета очередного фантастического фильма. Всё произошло на самом деле. Моцарт (Артур Гурьев) случайно провалился в трещину во времени и переместился из 1779 года в 2021 вместе с неким ученым Вилли (Максим Смирнов). У нас он познакомился с очаровательной Констанцией (Виктория Черникова), которая в конце концов решила отправиться вместе с ним  назад, в прошлое.

Молодая команда драматических артистов поработала на славу: все персонажи имели свою историю и характер, мизансцены убеждали логикой, каждая деталь была на своем месте, скучать зрителю не пришлось – ни в монологах, ни в ансамблевых сценах. Перемещаться во времени и пространстве актерам помогла видеопроекция. Заранее записанные планы служили декорацией, работали как эффектные иллюстрации и органично вписались в сюжетную канву.

При очевидных совпадениях с фабулой фильма «Кейт и Лео» сценарию и постановке Виктории Черниковой не откажешь в оригинальности. В роли Констанции Черникова чем-то напоминает Элизабет Берридж, сыгравшую супругу Моцарта в оскароносном фильме Милоша Формана «Амадей».

Смеющиеся глаза, лучезарная улыбка, пышные каштановые локоны – актриса словно намеренно помогает зрителю узнать знакомый образ. Не менее убедительно выглядят ее партнеры. Максим Смирнов играет открывшего временной портал ученого без преувеличенной чудаковатости и гротеска. Артур Гурьев в образе 23-летнего Моцарта так прост и очарователен, что даже не привычная для облика великого композитора борода кажется вполне уместной.

Но какой же музыкальный спектакль без музыки? Именно музыка – Паганини, Пьяццоллы, Гальяно, Беллинга и, конечно, главного героя вечера – Вольфганга Амадея Моцарта – стала равноправным героем постановки, направляла действие, договаривала то, что невозможно передать словами, формировала темпоритм спектакля и задавала тон всему повествованию.

За музыкальную часть отвечали артисты Воронежского академического симфонического оркестра Ксения Ролдугина (скрипка), Екатерина Платонова (скрипка), Янина Австрецкая (альт), Святослав Москаленко (кларнет), ансамбль «Воронежские солисты» в составе: Алексей Акимов (баян), Валерий Калашников (баян), Ольга Калашникова (фортепиано), Евгений Мингалев (контрабас), Евгений Мисников (ударные), а также их молодые коллеги – Роман Закревский (вибрафон) и Арсений Мингалев (виолончель). Вместе с воронежцами выступил виолончелист из Москвы, первый концертмейстер оркестра Большого театра России Петр Кондрашин.

Музыканты не только виртуозно играли разными составами, но и с легкостью меняли амплуа, привнося в академический стиль изрядную долю импровизации. Мастерское перевоплощение и немного фантазии – и вот мы уже вместе с артистами переносимся со сцены филармонии на уютную городскую улицу, где вальсируют влюбленные Моцарт и Констанция…

Развязка оказалась весьма неожиданной. Внезапно появившийся персонаж Елены Бородиной вернул почти сказочный сюжет в плоскость реальности. И мы, сидящие в зале, вдруг оказались такими же участниками этой невероятной, в чем-то забавной, немного ироничной и очень трогательной истории. Которая заставляет нас еще острее ощутить хрупкость и красоту жизни,  где Моцарт существует сразу в трех временных измерениях: прошлом, настоящем и, безусловно, в будущем.

Фото: Наталья Коньшина

close