В честь столетия Московской филармонии в Воронеже звучат шедевры русской классики

В рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны», реализуемого в регионах страны под эгидой Министерства культуры, в Воронеже в эти дни выступает лауреат международных конкурсов, пианист-виртуоз Юрий Фаворин. Дирижирует Воронежским академическим симфоническим оркестром народный артист России Владимир Вербицкий. Следует отметить, что концерт посвящён вековому юбилею Московской филармонии, который отмечается 29 января.

Юрий Фаворин родился в Москве. Окончил музыкальную школу им. Гнесиных по классам фортепиано, кларнета и композиции. Выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского консерватории (класс профессора Михаила Воскресенского). В 12 лет стал лауреатом Открытого международного конкурса композиторов-пианистов «Николай Рубинштейн и Московская композиторская школа», в 16 – победителем I Юношеского конкурса пианистов им. Н.Г. Рубинштейна. Лауреат международных конкурсов – имени Клайберна в Техасе (2017), королевы Елизаветы в Брюсселе (2010), Мессиана в Париже (2007), Листа в Утрехте (2014). Пианист сотрудничает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России, Европы, Японии.

С Воронежской филармонией у Юрия Фаворина – своя история. Впервые на воронежскую сцену он вышел в декабре 2012 года, когда с блеском заменил канадскую звезду — пианиста Андрэ Лапланта, который тогда не смог сесть за рояль из-за перелома руки. Сейчас в первом отделении программы Юрий Фаворин представляет на суд зрителей Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.

Свой фортепианный концерт знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов закончил писать в усадьбе в Ивановке Тамбовской области осенью 1909 года. Из-за нехватки времени репетировать его в России композитор не смог. Вместо этого практиковался на картонной клавиатуре, которую взял с собой на корабль, следовавший в США. Премьера концерта состоялась 28 ноября в Нью Йорке, в России он был представлен публике полгода спустя.

«Это одновременно и простое, и сложное произведение, о котором нельзя рассказать словами, потому что музыка проникает сразу в сердце и рождает эмоции. Для меня Третий концерт Рахманинова – это проживание каждого звука. И пика эмоции достигают, когда случается контакт с публикой. Когда зал затихает, и ты чувствуешь, что зрители буквально замерли и ждут следующей взятой ноты. И это ни с чем не сравнить, ты просто понимаешь – «получилось!», — поделился впечатлениями от выступления Юрий Фаворин.

Во втором отделении для гостей Воронежской филармонии академический симфонический оркестр исполняет Симфонию №1 «Классическая» Прокофьева и «Итальянское каприччио» Чайковского.

«Классическую» симфонию Сергей Прокофьев впервые в своей практике создавал без инструмента. «Я заметил, что тематический материал, сочиненный без рояля, обычно бывает лучше по качеству. Пере¬несенный на рояль, он поначалу кажется странным, но после нескольких проигрываний выясняется, что так и надо было сделать», — писал тогда композитор.

А «Итальянское каприччио» Чайковского столичные критики конца XIX века отвергли. После премьерных исполнений в Москве и Петербурге композитора обвиняли в «грубости формы, аляповатости, плохом выборе тематизма». Писали, что «к художественным произведениям эту вещь причислить невозможно, но для садовых концертов — это дорогой подарок». И лишь со временем произведение заняло достойное место в русском симфоническом наследии.

Фото Наталья Коньшина

close