Тимур Халиуллин сыграл на клавесине музыку пяти веков

Халиуллин в совершенстве владеет не только клавесином, в его исполнительском арсенале такие редкие инструменты, как орган и карильон. Во время концерта Тимур демонстрирует не только виртуозную технику, но и обширные познания в области исторической музыки, превращая свои программы в увлекательные экскурсии по странам и эпохам.
Негромкий звук, изящный внешний вид – поначалу кажется, что это не музыкальный инструмент, а диковинная игрушка. Однако первое впечатление обманчиво. В эпоху барокко клавесин привлекал внимание Боккерини и Фрескобальди, Бёрда и Куперена, Баха и Генделя. Композиторам прошлого приходилось проявлять изобретательность, ведь звук клавесина всегда предопределен, выразительность достигалась за счет витиеватых мелодий, головоломных пассажей, смены темпов.
— В эпоху барокко клавесинная музыка была доступна не всем, — рассказывает Тимур. – Она звучала во дворцах монарших особ и домах состоятельных людей. – Как правило, пьесы выражали простые чувства, это отражается в названиях: «Радость Манди», «Лорд Вилоби, добро пожаловать домой». Любопытный факт: в галантную эпоху было принято играть на клавесине, время от времени поворачиваясь лицом к публике и улыбаясь. Возможно, поэтому авторы клавесинных пьес много импровизировали.
На концерте в Воронеже Тимур Халиуллин представил музыку клавесинистов разных школ: итальянской, французской, немецкой, английской. К слову, в Англии аналогичный клавесину инструмент называли вёрджиналом (от virgin — дева, барышня), играть на нем предпочитали дамы, музицировать на вёрджинале любила сама королева Елизавета I.
Тимур продемонстрировал воронежцам не только пьесы XVI – XVIII веков. Для клавесина писали и наши современники, например, Джон Раттер и Поль Мориа. К слову, одна из самых трогательных мистификаций XX века тоже связана с клавесином: баллада «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова — символ несбывшейся любви в культовом фильме «Асса» – не что иное, как интерпретация Канцоны ре минор Франческо да Милано в обработке Владимира Вавилова.
Центральной фигурой концерта, безусловно, стал клавесин – гордость Воронежской филармонии, реплика старинного инструмента времен Людовика XV. Воронежский клавесин сделан в 2014 году в Голландии мастером Фредом Беттенхаузеном, хранителем секретов знаменитой фламандской династии.
Концерт Тимура Халиуллина состоялся в рамках абонемента «Клавесин от и до». Придуманный два года назад, цикл клавесинных вечеров рассчитан на самый широкий круг слушателей. Следующий концерт абонемента запланирован 25 марта, в программе прозвучит музыка для клавесина и барочной виолончели.
Сюжет о концерте Тимура Халиуллина смотрите здесь.
Справка:
Тимур Халиуллин – лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии. Родился в Ижевске (республика Удмуртия), где окончил ДШИ и Республиканское музыкальное училище (колледж) по классу фортепиано и теории музыки. Совершенствовал свое мастерство в Санкт-Петербургской консерватории, которую по классу специального фортепиано, клавесина, органа и камерного ансамбля. Получил звание магистра на факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. Регулярно выступает с авторскими программами в Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Инициатор и организатор Международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон». Автор оригинальных сочинений для органа, фортепиано и карильона.
Фото: Наталья Коньшина