Неподражаемый мастер слова

5 августа отмечает 85-летие кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, музыкальный и театральный критик, бессменный ведущий концертов Академического симфонического оркестра Воронежской филармонии Бронислав Табачников.

Бронислав Яковлевич, пожалуй, единственный в своем роде представитель уже ушедшей натуры – ведущего классических концертов, чья манера в равной степени далека и от простого объявления номеров с краткими комментариями, и от пространной музыковедческой лекции. Стиль Табачникова отличает умение держать внимание зала, свободное владение материалом, неповторимая интонация и юмор. Плюс ко всему он всегда элегантен, а его щегольские бабочки способны вызвать зависть у любого модника. И даже если концерт по каким-то причинам оказался заурядным, слушателям есть что вспомнить, благодаря его неподражаемому конферансу.

Дебют Бронислава Табачникова как ведущего симфонических концертов состоялся в Ярославле, когда он был еще студентом историко-филологического факультета педагогического института имени Ушинского. В то время тоже еще очень молодой дирижер Юрий Аранович пригласил его поехать на гастроли по Волге с симфоническим оркестром. А 12 октября 1958 года в Ярославль в зените славы приехала знаменитая капелла Юрлова, и юный Табачников, предваряя выступление артистов, наизусть рассказал о всех 12-ти частях моцартовского «Реквиема».

В 1959 году наш герой с отличием окончил Ярославский педагогический институт и начал работать корреспондентом областного радио. С 1960 по 1962 служил в частях ПВО в Восточной Сибири, был комсоргом роты, писал заметки в окружную газету «На боевом посту». Весной 1962 года стал делегатом XIVсъезда ВЛКСМ, много ездил по России. Но связи с музыкой не прерывал никогда.

«Искусством следует заниматься, если чувствуешь в себе искру Божию, – считает Бронислав Яковлевич, – нечто такое, что притягивает тебя к инструменту на долгие-долгие часы. Со мной ничего подобного не случилось, но интерес к этой сфере человеческой деятельности украсил жизнь, сделал ее неизмеримо более богатой, содержательной, насыщенной, порой празднично-радостной, временами задушевно-печальной…».

Воронеж в биографии Табачникова появился осенью 1963 года. Поначалу он, молодой аспирант  ВГУ, просто ходил на спектакли, концерты, писал рецензии. «Пока однажды кто-то из ведущих не заболел, и некому было вести дневной концерт, – шутит Бронислав Яковлевич. – Шел 1978 или 79-й год. Мне позвонил Павел Афанасьевич Смирнов, в те годы худрук филармонии, и пригласил провести концерт. Потом я провел серию выступлений к 70-летию симфонического оркестра. И вот уже почти полвека выхожу на сцену Воронежской филармонии».

Брониславу Табачникову посчастливилось выступать на разных сценах мира, его всегда веское, неслучайное слово звучало в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, в Государственной капелле Санкт-Петербурга, Беслане и Освенциме. И все же самый родной – зал Воронежской филармонии, где он провел сотни концертов, предваряя выступления Эмиля Гилельса, Владимира Ашкенази, Наталии Гутман, Владимира Спивакова, Михаила Плетнева, Элисо Вирсаладзе, Николая Луганского, Бориса Березовского, Вадима Репина, Барри Дугласа и многих других замечательных музыкантов.

Бронислав Табачников и Борис Березовский

Коллектив Воронежской государственной филармонии присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые звучат в адрес юбиляра, с искренними пожеланиями здоровья, вдохновения, ярких концертов и внимательной публики.

Фото: Наталья Коньшина

close