Илмар Лапиньш подарил воронежцам светлую программу

Известный российский маэстро выступил в зале филармонии и рассказал о своем первом визите в Воронеж.
Илмар Лапиньш родился в Риге, учился в консерватории в Ленинграде и Москве, в разные годы работал в России, Югославии, Австрии, был дирижером Венской камерной оперы, руководил Венским новым камерным оркестром. С 2009 – художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии. 30 ноября Лапиньш встал за пульт Воронежского академического симфонического оркестра, вместе с которым представил программу из произведений европейских композиторов разных эпох.
Концерт открыла увертюра Вагнера к опере «Лоэнгрин», словно сотканная из воздуха и света, пленяющая игрой красок, разнообразием тембров, плавной динамикой. Совершенно в другом ключе – иронично и фантазийно – решена «Еще одна опера Вебера» для кларнета и симфонического оркестра нашего современника Петериса Плакидиса, густонаселенная образами романтической оперы «Вольный стрелок». Солировал концертмейстер группы кларнетов Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии Димитрий Кашкаров. Замечательный музыкант, Димитрий продемонстрировал виртуозные возможности кларнета во всей красе. А остроумная фантазия латвийского композитора на темы Вебера доказала, что современная академическая музыка может быть понятной, мелодичной и совсем не страшной. Премьера сочинения Плакидиса прошла в прошлом сезоне в Иркутске, второе российское исполнение состоялось в Воронеже.
Завершила оригинальную программу Четвертая симфония чешского композитора Богуслава Мартину – тоже на редкость светлая и позитивная. Геннадий Рождественский не зря говорил, что в живописной палитре Мартину заключается «особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки». Композитор написал эту симфонию в 1945-м, в США, зная, что родная Чехия скоро будет освобождена от фашистских захватчиков. Илмар Лапиньш трактует ее как гимн жизни, симфония захватывает стройностью формы, многоцветьем красок, разнообразием тем, искренностью чувств, глубиной образов. Стиль маэстро отличается ясностью интерпретации, тщательной проработкой деталей. Каждым жестом Лапиньш подтверждает девиз Вагнера: «Дирижирование – это искусство, а не ремесло».
— Впервые я выступил в Воронеже в 1970 году, — вспоминает Илмар Артурович, — еще студентом, перед госэкзаменом. У вашего оркестра и тогда был очень высокий уровень, и сегодня он на высоте, невзирая на трудности, с которыми всегда сталкивается большой симфонический коллектив. Быть главным дирижером симфонического оркестра сегодня непросто. И ваш главный дирижер – большой молодец, потому что делает всё, чтобы оркестр был в порядке.
Фото: Наталья Коньшина