Воронежская камерата

17 марта, суббота 19.00


Фестиваль камерной музыки «Воронежская камерата»

ПЕРВЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ

с участием Наума Клеймана

кинофильм «Броненосец Потёмкин», постановка Сергея Эйзенштейна, музыка Эдмунда Майзеля (1926)

Персимфанс реконструирует осуществлённые звуковые феномены советских 20-х годов: Первый симфонический ансамбль (оркестр без дирижёра). Персимфанс воплощает утопии советского авангарда: Шумовой оркестр Музо Пролеткульта (в нём звучат орудия и продукты различных производств).

Первый симфонический ансамбль, существовавший в Москве с 1922 по 1933 год, по меткому выражению корреспондента газеты «Manchester Guardian», был «единственной по-настоящему коммунистической организацией в системе государственного капитализма Советов» (1926). Не дав ни одного концерта за пределами Москвы, Персимфанс стал знаменит во всём мире. На протяжении одиннадцати лет единственный в Москве симфонический оркестр выступал более семидесяти раз в сезоне.

Отто Клемперер, знаменитый немецкий дирижёр, услышав Шестую симфонию Чайковского в концерте Персимфанса, сказал: «Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдёт и дальше, то вскоре мы, дирижёры, вынуждены будем искать себе другое призвание».

К своему пятилетнему юбилею Персимфанс получил звание «Заслуженного коллектива республики». Его концерты транслировались по радио, была введена система абонементов, стало возможным приглашать знаменитых гастролёров из-за границы. Именно по приглашению Персимфанса в Советский союз из эмиграции приехал в 1927 году Сергей Прокофьев.

По образцу Персимфанса оркестры без дирижёра были созданы не только в Киеве, Воронеже и Тбилиси, но и в Лейпциге и Нью-Йорке (American Symphony Ensemble). Идея создать симфонический оркестр, основанный не на безусловном диктате дирижёра, а на принципах равноправия, демократии, работающий, как квартет, камерный ансамбль, — стала неприемлемой в условиях укрепляющейся сталинской диктатуры. Испытывая значительные трудности в связи с изменениями в трудовом законодательстве, так и не получив постоянного государственного финансирования, Персимфанс самораспустился в 1933 году.

В 2008 году деятельность Персимфанса была возобновлена после вынужденного перерыва по инициативе Петра Айду. Персимфанс сегодня – это комбинат искусств. Концерты Персимфанса сочетают аутентичное исполнение классики и авангарда, элементы театра и перформанса. В спектакле «Реконструкция утопии» соседствуют «Газетные объявления» Александра Мосолова – четыре песни, написанные на текст объявлений в «Известиях», рисованный звук Шолпо – синтезированный с изображения на киноплёнке, и увертюра Моцарта, обработанная для исполнения в рабочих клубах и кинематографе любым составом исполнителей.

Выставка «Реконструкция шума» (2012), подготовленная командой Персимфанса совместно с Политехническим музеем, с успехом прошла в Берлине, Владивостоке, Петербурге и Москве. Интерактивная инсталляция представляла шумовые аппараты для звукового оформления спектаклей, кино и радиопередач.

Спектакль «Реконструкция Утопии» (2013), поставленный группой Персимфанс в театре Школа драматического искусства, был удостоен Гран-При премии Сергея Курёхина (Санкт-Петербург) в области современного искусства. Персимфанс выступал во Франции и Норвегии на фестивалях Barentz Spektakel (2011, 2012) и «Неизвестная Сибирь» (2010). Спектакль «Звуковые ландшафты» Петра Айду (2015, театр «Школа драматического искусства») с участием артистов Персимфанса был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска».

Наум Клейман – заслуженный деятель искусств РФ, историк кино. Является научным консультантом по реконструкции картин С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», «Октябрь, «Старое и новое».

Цена билетов: 300 – 500 руб
12+

close