Дирижер Игорь Вербицкий и Воронежский академический симфонический оркестр исполнили «Танцы народов мира»

27 и 28 сентября в зале филармонии прозвучали сочинения Белы Бартока, Мориса Равеля, Рихарда Штрауса, Константина Димитреску. Объединяющим началом столь разных авторов стал танец. Впечатления дополнили комментарии профессора Бронислава Табачникова.

Игорь Вербицкий – мастер концептуальных программ. В этот раз предметом его исследования стал танец как жанр, в рамках которого можно рассказать о важных моментах мировой истории. Так, «Танцевальная сюита Бартока, открывшая программу, написана к 50-летию объединения Буды и Пешта. Фольклорно-жанровые картины в этом произведение щедро расцвечены венгерскими, румынскими, арабскими, турецкими мотивами. «Румынские народные танцы» – авторская транскрипция для оркестра фортепианных пьес, в основу которых положены национальные мелодии, напомнили о том, что Барток был одним из выдающихся фольклористов своего времени. Солировал в «Румынских танцах» виолончелист Антон Никулеску. Он исполнил две пьесы еще одного своего соотечественника – основателя виолончельной школы в Румынии Константина Димитреску.

Во втором отделении программы царила стихия вальса. Игорь Вербицкий выбрал два биографических сочинения, написанных в этом жанре: «Мюнхен» Рихарда Штрауса и «Вальс» Мориса Равеля.  Штраус посвятил свой вальс-воспоминание родному городу, который во время Второй мировой войны 71 раз подвергался бомбардировкам, в результате чего 60% зданий было разрушено, а исторический центр города практически полностью уничтожен. Штраус начинает свое сочинение венским вальсом, а заканчивает катастрофой.

За «Вальсом» Равеля тоже звучит трагедия общечеловеческого масштаба. Во время первой мировой композитор рвался на передовую,  мечтал стать летчиком, но его не допустили по состоянию здоровья. В итоге он стал водителем санитарной машины. О войне Равель не забывал никогда.  Написал леворучный фортепианный концерт по просьбе австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на первой мировой правую руку. Посвятил своим погибшим товарищам фортепианную сюиту «Гробница Куперена». В чисто французской изысканности и блеске его «Вальса» проступают грозные интонации – предшественники неотвратимой трагедии. Финал не оставляет сомнений: прежний мир гибнет, а исторические раны, оставленные давно минувшими войнами, еще не зарубцевались. 

 

Фото: Наталья Коньшина

 

close