Азат Максутов помог воронежцам увидеть время, а Ксения Курлович настроила на лирический лад

27 марта гастролеры исполнили яркую программу из классики и музыки XX века и получили теплый прием слушателей.

Симфонический вечер открыла увертюра  к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Воронежский академический симфонический оркестр во главе с Азатом Максутовым точно передал ее  стремительный, неизменно юный и по-настоящему праздничный характер. Ликующую увертюру сменила вторая часть Концерта для флейты и арфы с оркестром – ясная моцартовская лирика в гармоничном сочетании двух ведущих инструментов и оркестра. Соло на арфе исполнила стипендиат  Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова  Ксения Курлович.

Юная арфистка учится в 6 классе ЦМШ при Московской консерватории (класс заслуженной артистки России Е.Н. Ильинской), много гастролирует, побеждает на международных конкурсах во Франции, Италии, Австрии, Швеции, Португалии, США, России. В ноябре 2020 года Ксения стала участницей торжественного открытия XVII международного фестиваля «Москва встречает друзей» вместе с Государственным оркестром «Виртуозы Москвы», а в декабре 2020 ей вручили гран-при XI международного конкурса «Во имя мира на земле». В дуэте с Ксенией Курлович выступил артист Воронежского академического симфонического оркестра Родион Трушин (флейта).

Моцартовский блок завершился рондо из «Маленькой ночной серенады» — легкой, приятной музыкой, уместной в любом зале, а в данном случае еще и сыгравшей роль заключительного раздела трехчастной классической программы вечера.

В конце первого отделения прозвучало тоже очень известное произведение в оригинальной транскрипции для оркестра и солирующей арфы – «Лунный свет» Клода Дебюсси, в котором воронежцы смогли в полной мере оценить высокий уровень исполнения Ксении Курлович, ее музыкальность и умение взаимодействовать с оркестром. Это переложение специально для Ксении сделал  артист и аранжировщик камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Стрельников. Слушатели долго не отпускали юную арфистку со сцены. На бис Ксения Курлович исполнила виртуозную пьесу Уоткинса «Танец огня» из «Маленькой сюиты».

Во втором отделении в пристальном фокусе публики оказался Азат Максутов. Молодой, но уже достаточно опытный маэстро, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Удмуртии.

Азат окончил  Уральскую государственную консерватории имени М.П. Мусоргского, аспирантуру Высшей школы музыки имени Ф. Листа  в Веймаре, является стипендиатом Deutsche Akademische Austauschdienst, лауреатом премии правительства Республики Коми и обладателем других профессиональных наград. Работал в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М.И. Глинки, Бурятском академическом театре оперы и балета, Государственном театре оперы и балета Республики Коми. Максутов высоко оценил опыт сотрудничества с Воронежским академическим симфоническим оркестром, за пультом которого продирижировал сначала Адажиетто Густава Малера – одной из самых проникновенных мелодий композитора, получившей самостоятельную жизнь в театре и кинематографе, а затем Пятой симфонией Гии Канчели.

— Мы должны были играть ее с Государственным симфоническим оркестром Удмуртии, — рассказывает дирижер. – Но из-за пандемии пришлось отложить исполнение. Так что для меня премьера этой симфонии состоялась в Воронеже.

Пятая симфония Канчели – одночастное волнующее повествование, окрашенное в личные тона. Произведение датировано 1976 годом и посвящено памяти родителей композитора. В темах симфонии угадываются портреты близких, картины детства, исторические события. Но главным героем симфонии, безусловно, является время. Один из лейтмотивов – хрупкая мелодия в изложении клавесина, которая постоянно обрывается вторжением тутти оркестра – выражает конфликт человека и могущественного Хроноса, который обладает особой властью, может быть и карающим, и милосердным, отнимает самое дорогое и дарит бесценные воспоминания. Не менее сильный эффект производят характерные для музыкального языка Канчели смысловые паузы. Не случайно его называли «маэстро тишины», да и сам композитор не раз упоминал о «звенящей тишине», которая способна остановить движение времени.

Азат Максутов уверенно ведет за собой оркестр, мастерски пользуется динамикой, создавая живое, постоянно меняющееся полотно, на котором проявляется запечатленное время. В 1987 году после исполнения Пятой симфонии Канчели на фестивале советской музыки в Туре французская пресса назвала ее самым интересным современным произведением. В интерпретации Максутова это хорошо слышно и сегодня.

Фото: Наталья Коньшина

 

 

 

 

close