Артисты филармонии выступили в честь 250-летия Бетховена

В программу вошли увертюры и другие симфонические произведения великого композитора. Вместе с музыкантами Воронежского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Вербицкого и лектором-музыковедом Валентиной Головиной слушатели заново пережили страницы биографии Бетховена, связанные с драматическими событиями его личной жизни и мировой истории.
Бетховен жил в эпоху перемен. Революционные волнения, охватившие Европу на рубеже XVIII и XIX веков, нашли отражение в его музыке. Сильная личность, он с необыкновенным мужеством противостоял тяжелому недугу – глухоте, которая поразила его в расцвете лет. Бетховен, как мифический Прометей, желал освещать жизнь людей своей музыкой, и ему это удалось. В этой связи символически прозвучала увертюра из балета «Творения Прометея», характеризующая становление героико-драматического стиля композитора.
Не менее впечатляюще прозвучала музыка к трагедии Гёте «Эгмонт: знаменитая увертюра и две песни Клерхен (солистка Елена Старкова). Ярким образцом жанровой музыки, характеризующей эпоху, явились «Немецкие танцы». В концерте прозвучали менуэт, лендлер и вальс – как иллюстрация «танцующей Вены» времен предшественников Бетховена – Гайдна и Моцарта.
Наследие Бетховена насчитывает девять симфоний и множество произведений разных форм, где он выступает как новатор. Так, он одним из первых ввел в конструкцию симфонии скерцо вместо традиционного менуэта. В качестве примера прозвучало скерцо (третья часть) Симфонии №2.
За Бетховеном на заре его карьеры закрепилась слава пианиста-виртуоза. В 1796 году композитор писал: «Фортепиано может петь, если играющий способен чувствовать». Идеи Бетховена, воплощенные в его фортепианных произведениях, способствовали усовершенствованию инструмента, который постепенно вытеснил клавесин. Концерты Бетховена для фортепиано с оркестром – подлинные шедевры этого жанра, в котором композитор не только сделал значительный шаг вперед в утверждении новой фортепианной техники, но значительно переосмыслили концепцию концертной музыки. Он привнес в нее «поэтическую идею», собрал в одно целое полярные состояния – героику и лирику, патетику и созерцательность. Именно таков Третий фортепианный концерт, первая часть которого прозвучала в исполнении Михаила Князева. В своей интерпретации пианист подчеркнул сдержанный, даже в чем-то суровый лиризм этого удивительного сочинения, ставшего высшей кульминационной точкой программы.
Фото: Наталья Коньшина