Андрей Коробейников: «Бетховен дает удивительную энергию жизни»

6 и 7 ноября в Воронежской филармонии выступил Андрей Коробейников. Концерты с участием выдающегося музыканта состоялись в сезон 95-летия Воронежского академического симфонического оркестра.
— Могу сказать, что отличительная черта вашего оркестра – это невероятная отдача, – отметил Коробейников. – И всегда абсолютно честное посвящение себя музыке. Это приводит к тому, что ты заряжаешься огромной энергией и стараешься достичь более важных, глубоких результатов в игре, чтобы каждая нота говорила еще больше. Во многих городах есть прекрасные оркестры с высоким уровнем, но вот эта отдача, этот импульс, ощущение, что вы играете все вместе и получается какой-то симфонический результат, — это особенно здорово в Воронеже.
В столице Черноземья Андрей Коробейников выступает не впервые. На этот раз – с Третьим фортепианным концертом Бетховена. Выбор произведения не случаен – в 2020 году весь мир отмечает 250-летие великого композитора.
— Мне кажется, для любого музыканта, особенно пианиста, Бетховен с какого-то момента – родной человек, как будто это любимый троюродный дядя, — говорит пианист. – Я когда-то делал проект, где читал отрывки из писем Бетховена, дневники, записные книжки, поэтому у меня его образ достаточно живой – не только на основании нот. Но в музыке он, конечно, еще более искренен, чем в своем письменном наследии. Его музыка настолько правдива, что прошло уже больше двухсот лет, а ее актуальность и нерв не меняется. Это просто подарок, что мы можем к ней обращаться. Бетховен дает удивительную энергию искренности, правды, любви к жизни. И, что сейчас особенно важно, энергию стойкости, борьбы за движение к свету и человечности.
После основной части программы, исполненной с поразительной виртуозностью и глубиной, Андрей Коробейников сыграл на бис финалы двух самых известных бетховенских сонат: 6 ноября – №8 до минор, «Патетической», 7 ноября – № 14 до-диез минор, «Лунной».
Вторая часть программы стала посвящением еще одному юбиляру 2020 года – Петру Ильичу Чайковскому. В честь 180-летия со дня рождения композитора прозвучала его «Серенада для струнного оркестра», а «Вариации на тему Чайковского» Антона Аренского явились данью уважения Всемирному дню памяти Чайковского, который ушел из жизни 6-го ноября (по старому стилю 25 октября) 1893 года. Об этом поведал публике бессменный ведущий симфонических концертов в Воронеже профессор Бронислав Табачников.
Концепция, выстроенная Игорем Вербицким, оказалась логичной и убедительной. Дирижер работает в оркестре с 1992 года и на собственном опыте знает, как важно поддерживать определенную планку, оставаясь на достойном исполнительском уровне.
— 95 лет истории нашего оркестра – эта цифра говорит о многом, — рассуждает Игорь Вербицкий. – Сколько поколений уже прошло, которые поддерживали невидимую связь времен, передавали друг другу традиции, какие-то тонкости исполнения. Это очень важно. Сейчас, к сожалению, часто бывает, когда люди собираются в какой-то коллектив одноразово, что-то играют, вроде даже что-то получается, но нет ощущения целого. Наш коллектив – это вечно обновляющийся организм, который в то же время не теряет тех первооснов, которые были заложены при его рождении. Для каждого из нас работа в оркестре – это возможность прикоснуться к чему-то совершенно удивительному. И не только самим понять и прочувствовать это, но и подарить тем, кто приходит к нам на концерты.
Фото: Наталья Коньшина, Валерия Черкасова