Воронежская государственная филармония | Петр Лаул: «К игре без дирижера я отношусь скептически»
27171
post-template-default,single,single-post,postid-27171,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

28 Янв Петр Лаул: «К игре без дирижера я отношусь скептически»

29 и 30 января в Воронежской филармонии прозвучат пять фортепианных концертов Бетховена. В беспрецедентном для столицы Черноземья проекте участвуют Воронежский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Вербицкого и пианист Петр Лаул.

Известный музыкант из Санкт-Петербурга помимо насыщенной жизни концертирующего пианиста преподает в Санкт-Петербургской консерватории и школе-лицее, пишет музыковедческие книги,  участвует в разработке приложения «Искусство фортепиано» (The Art Of Piano) для iOS.  Сотрудничество известного музыканта и воронежского оркестра началось еще в 1999 году. Петр Лаул не раз выступал на сцене филармонии с разными программами. А вот Бетховена играет здесь впервые.

Между репетициями пяти фортепианных бетховенских концертов Петр Лаул и Игорь Вербицкий встретились с воронежскими журналистами и рассказали о том, какое место в их жизни занимает Бетховен, может ли оркестр обойтись без дирижера, трудно ли играть пять концертов Бетховена за два вечера и какой из них больше похож на автопортрет композитора.

Бетховен – точка отсчета

— Любой музыкант вам скажет, что Бетховен – это такая фигура, которая находится в центре мировой музыкальной истории, — рассуждает Петр Лаул. — От него расходятся все пути. Он и в ХХ веке повлиял на всех великих композиторов, был для них точкой отсчета. В его биографии не так много белых пятен, но меня, например, поразило то, что «Торжественная месса» Бетховена –  главное произведение последних лет его жизни, которое он считал даже важнее Девятой симфонии, впервые была исполнена в Санкт-Петербурге в 1824 году. В Вене при его жизни она не прозвучала, потому что там это было невозможно.  А наши меценаты, в частности, князь Голицын, организовали исполнение в Малом зале Петербургской филармонии – в том здании, которое стояло на его месте. Сейчас много говорится о патриотизме, о гордости за страну, в основном, в контексте каких-нибудь танков или военных побед. А у меня прилив гордости за страну случается, когда я узнаю о таких фактах.

Оркестр без дирижера – нонсенс

— У вас оркестр очень высокого уровня, — делится своими впечатлениями о работе с академическим коллективом пианист. — У нас полное взаимопонимание, оркестр хорошо знает музыку, и с Игорем Вербицким у нас давний контакт. У меня бывали случаи, когда я играл без дирижера, но я к этому отношусь скептически. Мне как слушателю, который пришел на концерт, интереснее услышать двух личностей, чем одну, даже самую выдающуюся.  В каком-то пожарном случае я могу сыграть без дирижера, но, мне кажется, что это все завиральные идеи, честно говоря.

Равнение на классика

— Бетховенские фортепианные концерты по отдельности у нас исполняются всегда, это норма жизни, — говорит Игорь Вербицкий. – Может быть, только Второй концерт звучит не так часто, как остальные. В восприятии пяти концертов Бетховена в таком концентрированном виде нет никакой сложности, потому что это настолько чистая и кристальная музыка, с которой, собственно, и надо начинать знакомство с классикой. Думаю, ни один слушатель, который никогда до этого даже не слышал ничего подобного, не будет обескуражен. Пять фортепианных концертов – это разные состояния человека, разные состояния Бетховена, воплощенные в его произведениях. Я, наверное, буду не оригинален, и скажу, что для меня наиболее достоверным его портретом является все-таки Третий концерт. Может быть, потому что, когда я учился в хоровом училище, это было первое крупное сочинение Бетховена, которое я играл. Меня совершенно потрясла тогда первая часть. Вот эта грозная поступь судьбы, которая все разрушает на своем пути, и лирика колоссальная, и потом через медленную часть выход к свету… Бетховен показывает нам, как на самом деле надо жить. У него же была очень тяжелая жизнь: надо же было, чтобы именно у него пропал слух – его рабочий инструмент, и не в старости, а в самые лучшие годы. Мы иногда утыкаемся в свои невзгоды и думаем: жизнь кончена и всё плохо. А Бетховен столько всего перенес и, тем не менее, не бросил свое дело и написал огромное количество удивительных и при этом оптимистических произведений.

Не пропустите! 29 января (19.00) будут исполнены фортепианные концерты Бетховена №№1, 3, 4, а 30 января (18.00) прозвучат концерты №№2 и 5.

Билеты можно приобрести на сайтах vrnmusic.ru или kassir.ru

Фото: Наталья Коньшина