Воронежская государственная филармония | В пятый день «Воронежской камераты» слушатели прогулялись по старинной усадьбе и познакомились со стеклянной арфой
25674
post-template-default,single,single-post,postid-25674,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

09 Окт В пятый день «Воронежской камераты» слушатели прогулялись по старинной усадьбе и познакомились со стеклянной арфой

8 октября в усадьбе Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн выступил Александр Лемешев. Музыкант из Санкт-Петербурга  играет на необычном инструменте – стеклянной арфе, или, как ее еще называют, «поющих бокалах».

До начала концерта зрителей ждала экскурсия по живописной усадьбе XVIII века. А затем – встреча с удивительным инструментом – стеклянной арфой. 30 хрупких бокалов разной формы и величины издают негромкий звук, по тембру похожий одновременно на орган, флейту и колокольчик. Для того, чтобы играть на стеклянной арфе, нужна немала сноровка и ловкость рук. Даже внешне исполнение на «поющих бокалах» похоже на фокус. Музыка звучит, а как извлекаются звуки – непонятно.

— На самом деле – никакой фантастики, — открывает секрет исполнитель на стеклянной арфе Александр Лемешев. – Скорее, физическое явление. Бокалы разного размера, настроенные определенным образом. Звук возникает от трения кончиками пальцев по краям бокалов. Главное следить, чтобы пальцы не высыхали.

Необычный инструмент появился в эпоху барокко. Говорят, его слышал Иоганн Себастьян Бах в руках неизвестного ирландского музыканта. Стеклянной арфой восхищался Моцарт и даже написал для нее несколько произведений, которые Александр Лемешев исполнил вместе с артистами Воронежского академического симфонического оркестра Айкуи Хумарян, Марией Несмеяновой, Яниной Австрецкой, Еленой Мешковой и солисткой Воронежского театра оперы и балета Оксаной Шапошниковой. В программе концерта прозвучали произведения разных эпох: «Менуэт» Боккерини и «Шутка» Баха соседствовали с «Турецким рондо» Моцарта и Арией Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Юмореска» Дворжака – с «Вальсом цветов» Чайковского и «Венгерским танцем» Брамса.

— На стеклянной арфе можно сыграть всё, — говорит Александр Лемешев, — даже двадцать четвертый каприс Паганини.  Для  этого инструмента написано не так много оригинальной музыки,  хотелось бы, чтобы к нему обратились современные авторы.

Лемешев – действительный член Международной ассоциации стеклянной музыки (Glass Music International). Исполнители на редких стеклянных инструментах общаются на фестивалях, которые проходят, в основном, за рубежом. На одном из таких фестивалей в Колониальном Вильямсбурге (США) выступал и Александр.

— В России музыкантов, играющих на стеклянной арфе, можно пересчитать по пальцам, — говорит Лемешев. – Я могу назвать человек пять, не больше. По образованию я профессиональный гитарист, со стеклянной арфой меня познакомил мой приятель, который к тому времени уже выступал с этим инструментом в Европе. Я втянулся, и теперь игра на стеклянной арфе стала делом моей жизни.

фото: Наталья Коньшина