Воронежская государственная филармония | Абзал Мухитдинов и Багдат Абильханов: «Приходится выручать коллег»
24651
post-template-default,single,single-post,postid-24651,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

16 Мар Абзал Мухитдинов и Багдат Абильханов: «Приходится выручать коллег»

Несмотря на пандемию, дирижер и скрипач из Казахстана собрали в столице Черноземья полный зал и оценили гостеприимство воронежцев.

14 марта дирижер Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», заслуженный деятель Республики Казахстан Абзал Мухитдинов встал за пульт Воронежского академического симфонического оркестра. Прозвучали Пятая симфония Чайковского и Концерт для скрипки с оркестром Бетховена.

Не обошлось без форс-мажора: заявленный ранее болгарский солист Павел Минев не смог вылететь из Италии – в стране объявили карантин. Его заменил концертмейстер оркестра театра «Астана Опера» Багдат Абильханов. Работать в экстремальных ситуациях для него – привычное дело. Абильханов играет за Минева уже второй раз: 1 марта заменял его в Нур-Султане с Третьим скрипичным концертом Сен-Санса, а спустя две недели – в Воронеже с концертом Бетховена.

— К сожалению, у нас сейчас в мире такая ситуация, когда  приходится выручать коллег, — говорит Багдат.  –  Концерт Бетховена – один из сложнейших. Эта музыка не прощает ошибок.

Багдат Абильханов выступает на ведущих площадках мира как первая скрипка оркестра «Астана Опера» и как приглашенный солист. В Бетховене он показал себя опытным мастером, умеющим легко найти общий язык с коллегами по оркестру. Играет Абильханов на скрипке Гварнери 1685 года из Госколлекции Казахстана. Музыкант старается всегда быть в хорошей форме, чтобы соответствовать уровню инструмента. Багдат уверен, что скрипка – живое существо, которому нужно каждый день говорить «спасибо».

— Как говорил один из моих учителей, замечательный музыкант Валентин Берлинский: «Ты – счастливый человек, потому что играешь на таком инструменте. Единственный его недостаток –это не твой инструмент». Эта скрипка  принадлежит нашему государству, я благодарен за то, что ее дали мне в пользование, и чувствую себя счастливым человеком. Здесь море красок, с ней удобно, хотя это старый инструмент, на нем множество трещин, и они дают о себе знать –  иногда инструмент капризничает. Но вообще мы с ним ладим. Конечно, чтобы играть на такой скрипке, надо иметь определенную сноровку.  Здесь надо форте играть не за счет нажатия, как это было с моей фабричной скрипкой в детстве, а за счет амплитуды смычка. Чем больше смычка, тем больше звука. Чем меньше смычка – тем больше красивого скрипичного тона.

После ре мажорного концерта Бетховена слушателей ждал еще один виртуозный номер – стремительная третья часть концерта «Лето» из «Времен года» Вивальди. Еще один пример истинного партнерства между дирижером, музыкантами оркестра и солистом, где главным действующим лицом остается музыка.

Абзал Мухитдинов считает, что музыканты несут ответственность за  нравственное состояние общества. Для него это не громкие слова. Маэстро убеждает в этом своей трактовкой Пятой симфонии Чайковского. Она о страдании и борьбе, в ней есть и благородный пафос, и высокая трагедия, но также и стремление к свету, и победа духа над терзающими душу сомнениями, которые так умел передать Чайковский. Музыка в руках Мухитдинова не просто рассказывает, она страстно говорит, призывает, воодушевляет. За энергичной манерой стоит тщательная отделка деталей, маэстро чрезвычайно внимателен к партитуре.

— Если написано ритенуто, то это должно быть ритенуто. Если акцент, значит должен быть акцент, — говорит Абзал Мирасбекович. –  Дирижер должен быть честным. Есть такая книга Эриха Лайнсдорфа, «В защиту композитора». Там об этом хорошо сказано. Мы, музыканты, единственные представители композитора, человека, которого уже нет. Мы оживляем его душу на короткое время – 50 минут, полтора часа. И в этот процесс вовлекается большое количество людей. Мне очень нравится репетировать. Может быть, даже больше, чем выступать перед публикой. Когда глаза у коллег-музыкантов светятся, это самое высшее наслаждение. Но исполнение музыки – это не только композитор и музыкант, это еще и слушатель. Нужен третий элемент, чтобы круг замкнулся. И я рад поделиться с воронежцами ощущением счастья, которое меня наполняет. У вас люди очень теплые, гостеприимные, здесь приятная, светлая аура. Никто никуда не торопится, не суетится. Здесь люди живут, получая удовольствие от жизни. Даже сегодня, когда такая сложная обстановка, люди спокойны. Это подкупает.

На память о выступлении в Воронеже Абзал Мухитдинов и Багдат Абильханов получили из рук ведущего симфонических концертов профессора Бронислава Табачникова традиционные подарки – книги о Воронежском академическом симфоническом оркестре. А слушатели – еще один бис от казахского маэстро: легкий, воздушный «Танец цветов» его собственного сочинения, запечатлевший цветущие предгорья Заилийского Алатау.

— Это целый ковер из тюльпанов, он простирается на километры, — рассказал Абзал Мухитдинов. –  Там распускаются тюльпаны разных цветов: черные, фиолетовые, пурпурные. Их аромат просто опьяняет. И небо всегда очень глубокое, пронзительно-голубое. Небольшой ветер колышет это море, цветы танцуют, как стройные изящные девушки. Я посвящаю сегодня эту пьесу всем женщинам в зале.

фото: Наталья Коньшина