Воронежская государственная филармония | Испытание Малером
24605
post-template-default,single,single-post,postid-24605,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

10 Мар Испытание Малером

В зале филармонии прозвучало одно из масштабных произведений Густава Малера – Симфония №2 «Воскресение». Его исполнили Воронежский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Вербицкого, хор театра оперы и балета, солисты Дарья Филиппова (сопрано), Злата Булычева (меццо-сопрано).

Вторую симфонию Малера в Воронеже не слышали около сорока лет. Впервые в нашем городе она прозвучала под руководством народного артиста России Владимира Вербицкого. Сегодня малеровскую эстафету принял Игорь Вербицкий. Его мечта – исполнить все симфонии Малера.

— Она почти осуществилась, —  говорит Игорь Владимирович, — осталась только «симфония тысячи участников», Восьмая. Надеюсь, у нас будет возможность исполнить также и это произведение. Творчество Малера – одна из высот европейской музыки: это и уникальное владение оркестром, и использование всех возможных приемов исполнения. Что касается Второй симфонии, то, на мой взгляд, это одно из самых блестящих и прекрасных воплощений христианской идеи.

Во Второй симфонии, известной под названием «Воскресение», Малер задает бытийные вопросы о смысле человеческого существования, развивает тему одновременного осознания конечности земной жизни и бессмертия души. Трагизм Первой части, с ритмом траурного марша и интонациями Dies irae, рифмуется с кризисной религиозностью героев Достоевского: Раскольникова, Кириллова, Ивана Карамазова. Вторая – легкомысленный, обманчивый лендлер – дает только временную передышку. Третья – изумительное, остроумное скерцо, эффектно передает непрерывное движение в воде скользящих рыбьих тел (здесь Малер использует оркестровое переложение песни «Проповедь Антония Падуанского рыбам» из сборника «Чудесный рог мальчика»). В четвертой части к оркестру присоединяется голос, который играет роль персонифицированного вопроса: зачем живет человек? Ради чего страдает? Финал симфонии невероятно эмоционален, его пафос сравним с величайшими образцами духовной музыки. Звучание оркестра, хора и солистов производит грандиозное впечатление, словно это происходит уже не на земле…
Колоссальная работа всех участников исполнения заслуживает высокой оценки: на достойном уровне проявили себя и музыканты Академического симфонического оркестра филармонии, и хор театра оперы и балета, подготовленный Ольгой Щербань, и солисты – молодая Дарья Филиппова (Воронежский театр оперы и балета) и маститая Злата Булычева (Мариинский театр). Нужные слова для восприятия идеи малеровской симфонии произнес профессор Бронислав Табачников. А дирижер Игорь Вербицкий продемонстрировал, что при наличии убедительной концепции можно осуществить самый амбициозный проект. К  чести слушателей, они тоже оказались на высоте: выдержали рекордные полтора часа чистой музыки без неуместных аплодисментов между частями.

— Говорят, что Малер сложен для восприятия. Это неправда, — утверждает Игорь Вербицкий. — Чтобы это опровергнуть, достаточно просто прикоснуться к Малеру, послушать его. Этот композитор впитал огромное количество пластов национальных культур: у него переплелись и славянские, и еврейские мотивы, и немецкая музыка. Всё вместе – такой конгломерат, в котором каждый слушатель может найти что-то близкое.

фото: Наталья Коньшина