Воронежская государственная филармония | Честная игра Георгия Войлочникова
23911
post-template-default,single,single-post,postid-23911,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

09 Дек Честная игра Георгия Войлочникова

Одаренный пианист, уроженец Воронежа, получивший международную известность, исполнил в родном городе Пятый фортепианный концерт Сен-Санса. Вечер в зале филармонии прошел с аншлагом.

Георгий Войлочников заявил о себе в 2008 году, после победы на IV международном конкурсе пианистов имени Скрябина в Москве (его лауреатами в разные годы стали такие авторитетные исполнители, как Андрей Коробейников и Даниил Трифонов). После конкурса Скрябина наградной лист Войлочникова пополнился еще рядом призов в Японии, Германии, Испании, Турции, Китае. Но суть не в них, а в том, что Войлочников остается верен одухотворенному пианизму, который был отмечен на конкурсе Скрябина и который по плечу не каждому музыканту.

Сегодня пианист живет в Германии, гастролирует по всему миру, стажируется в Кёльнской высшей школе музыки (Hochschule für Musik Köln) у одного из ведущих специалистов камерного жанра профессора Энтони Спири.

В очередной приезд в родной город Войлочников принял участие в концерте памяти своего воронежского педагога Валерия Волкова в Доме композиторов, дал мастер-класс для учащихся ДШИ №8 , исполнил там же в четыре руки программу из музыки Брамса, Шуберта, Дебюсси и Равеля с Михаилом Князевым и сыграл в зале филармонии Пятый фортепианный концерт Сен-Санса. Это сочинение не звучало в Воронеже без малого сорок лет, хотя ничуть не уступает по красоте и виртуозности своему более популярному собрату – Концерту Сен-Санса для фортепиано с оркестром № 2.

— В России Пятый концерт Сен-Санса, может быть, и затерялся, если бы не Рихтер, — рассуждает Георгий. –  Святослав Теофилович впервые сыграл его в 1952 году с Кириллом Кондрашиным. Это свойственно Рихтеру: он исполнял не слишком известную музыку, тем самым ее увековечивал, ставил на пьедестал – и все обращали на нее внимание. Я впервые услышал Пятый концерт Сен-Санса благодаря моему учителю по воронежской СМШ Валерию Степановичу Волкову: он принес мне диск, и там как раз была эта запись. Помню, осталось ощущение, что это очень необычное и невероятно трудное сочинение. И когда возникло предложение сыграть в Воронеже один из фортепианных концертов Сен-Сенса, я выбрал именно Пятый. На мой взгляд, это благодарный концерт: он очень удобно написан, поскольку Сен-Санс был весьма оснащенным пианистом и рассчитывал на эффект.

Пятый – последний в числе фортепианных концертов Сен-Санса – создан в марте 1896 года, после путешествия автора по Нилу на дахабие (так назывались плоскодонные парусно-гребные суда, которыми пользовались европейцы во время египетских вояжей). Из-за этого, а также по причине музыкальной  экзотичности, Пятый концерт называют «Египетским». Он отличается оригинальностью и выдумкой, а также удивительной свежестью и ясностью изложения, без концептуальных излишеств и претензий на сложность. В его роскошной фортепианной партии есть синкопированный ритм, неожиданная альтерация, фантазийная игра с тембрами, звукоподражание. Георгий Войлочников демонстрирует невероятное разнообразие звука разной окраски, силы, плотности, фактуры: от максимально насыщенной и упругой до хрустально-прозрачной и бестелесной, как круги на воде.

Пианисту этот изысканный концерт и впору, и к лицу. Войлочников не стремится поразить эффектной манерой исполнения, его игра естественна и прекрасна, в ней сочетаются искренность и честность, техническая оснащенность и рыцарство по отношению к исполняемой музыке. Оставаясь в этом концерте главным действующим лицом, он дает возможность проявить себя оркестру, который иллюстрирует изобретательность и тонкость оркестровки Сен-Санса. За пультом Академического симфонического коллектива филармонии в этот вечер был Игорь Вербицкий, великодушно заменивший польского маэстро Адама Клоцека, заявленного в программе и внезапно вышедшего из игры.

«Цель творчества — самоотдача», — писал Пастернак. Эти слова очень подходят характеру концерта и ситуации в целом. И пианист, и дирижер проявили истинное благородство, на деле доказав, что слово «виртуозность» созвучно латинскому virtus – доблесть.

На бис прозвучали две багатели Бетховена из цикла 11 багателей ор. 119, как напоминание о грядущем 250-летии композитора, которое мы будем отмечать в 2020 году. К слову, 14 декабря Георгий Войлочников примет участие в проекте телерадиокомпании «Западно-немецкое вещание» (WDR), посвященном камерной музыке Бетховена. Он исполнит бетховенские вариации для виолончели и фортепиано на тему оперы Моцарта «Волшебная флейта».

Фото: Наталья Коньшина