Воронежская государственная филармония | Воронежский академический симфонический оркестр и дирижер Игорь Вербицкий удивили слушателей необычной программой
19075
post-template-default,single,single-post,postid-19075,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

06 Фев Воронежский академический симфонический оркестр и дирижер Игорь Вербицкий удивили слушателей необычной программой

В нее вошли сочинения композиторов-классиков Рихарда Штрауса, Франца Шуберта и нашего современника Рашида Калимуллина. Это сочетание привнесло в традиционный симфонический вечер остроту и оригинальность.

Особую атмосферу создавало присутствие в зале композитора Рашида Калимуллина, чей Концерт для тенор-саксофона прозвучал впервые в Воронеже. Солировала Мария Беговатова – красавица-блондинка из Казани, вышедшая на сцену не в привычном концертном платье, а в эффектном комбинезоне с блестками. Этот наряд гармонировал с музыкой Концерта, наполненной необычными интонациями и ритмами. Калимуллин, словно прохожий, прогуливается по большому городу, выхватывая его шум, перекличку светофоров, огни рекламы, игру уличных музыкантов… И вдруг все перекрывает тихий напев колыбельной – округлой, плавной, похожей на национальные татарские мелодии: и мы отдыхаем от прямых линий и острых углов мегаполиса.

Сочинение, написанное в наши дни и отражающее наше время, прозвучало в обрамлении двух классических произведений: симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung), созданной в конце 80-х годов XIX столетия, и Третьей симфонии Франца Шуберта, датированной 1815 годом. В импульсивном, экстатическом Штраусе Игорь Вербицкий следует по маршруту, который указал Ницше (любимый философ Штрауса) в своем трактате «Так говорил Заратустра» (Also sprach Zarathustra): «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». Балансируя на этой грани, маэстро доказывает, что человек – это мост, а не цель. Прозвучавшая после антракта Третья симфония Шуберта вернула состояние покоя и счастья. Концепция дирижера вполне убедительна: пройдя путь от изматывающей экспрессии Рихарда Штрауса, через современность Калимуллина – с ее драйвом и напряженностью, можно достичь гармонии, живя полноценной жизнью, здесь, на земле. Если верить Шуберту – это реально.

После концерта состоялось не менее интересное, чем основная программа, третье отделение: встреча с композитором Рашидом Калимуллиным, дирижером Игорем Вербицким и саксофонисткой Марией Беговатовой в рамках «Клуба друзей филармонии». Рашид Фагимович ответил на вопросы воронежцев, рассказал о своей коллекции инструментов, которые он собирает по всему миру. Из Воронежа Калимуллин тоже уехал не с пустыми руками: в нашем городе композитор приобрел для своего собрания жалейки.

Информация: Рашид Калимуллин – один из ведущих российских композиторов, крупный музыкально-общественный деятель, председатель Правления Союза композиторов России, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан. Его творчество получило мировое признание: музыка Калимуллина исполняется во многих странах Европы, в Израиле, США, Японии, Китае. Рашиду Калимуллину принадлежат сочинения разных жанров – опера, оркестровые и камерные инструментальные сочинения, хоровая музыка, – каждый из которых он оригинально интерпретирует, смело экспериментируя с различными исполнительскими составами и техниками письма.