Воронежская государственная филармония | Воронежский академический симфонический оркестр впервые исполнил симфоническую поэму «Прометей» Александра Скрябина
18312
post-template-default,single,single-post,postid-18312,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

18 Сен Воронежский академический симфонический оркестр впервые исполнил симфоническую поэму «Прометей» Александра Скрябина

Тема огня стала определяющей для всей программы, прозвучавшей 15 и 16 сентября в зале филармонии. В нее также вошли фантазия для большого оркестра «Фейерверк» Игоря Стравинского и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Солист – Филипп Копачевский. Дирижер – заслуженный деятель искусств Воронежской области Игорь Вербицкий.

По словам маэстро Вербицкого, во время работы над партитурой «Прометея» Скрябин читал сочинения Блаватской и изучал оркестровку Рихарда Штрауса. Эзотерика и мистика вкупе с оркестровым экспрессионизмом дала поразительный эффект: на слушателей обрушились потоки экстатических звуковых волн, переливающихся невиданным светом. Это полностью совпало с замыслом автора, который задумал «Прометей», или «Поэму огня», как грандиозное светомузыкальное представление. Скрябин даже прописал отдельной строкой в партитуре партию света. Современники Скрябина утверждали, что его музыку нельзя слушать много раз – настолько сильно ее воздействие на слушателей. Воронежцы впервые ощутили дыхание пламени «Прометея», погрузившись в жаркую музыкальную ткань и причудливую философию этого сочинения, созданную академическим симфоническим оркестром филармонии и дирижером Игорем Вербицким. Прочувствовать сложное произведение помог комментарий профессора Бронислава Табачникова.

Тема огня, в полной мере выраженная в «Прометее», отразилась в других произведениях программы: изысканном «Фейерверке» Игоря Стравинского – одном из ранних опусов композитора, отмеченным влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов, и Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Не случайно в первых вариациях Рапсодии появляется знаменитая тема, заимствованная Рахманиновым из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»), где явственно проступают языки адского пламени. Да и главный герой Рапсодии – итальянский скрипач-виртуоз и композитор Никколо Паганини, чей музыкальный гений так и остался загадкой для современников, по легенде, получил свой уникальный дар в обмен на бессмертную душу. Однако в исполнении Воронежского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Вербицкого и солиста Филиппа Копачевского все прозвучало не так пугающе. Им удалось выстроить красивую, романтическую историю с фаустианскими мотивами, героем которой может оказаться каждый из нас.

Фото: Наталья Коньшина