Воронежская государственная филармония | Гастрольные килоМэтры: Воронежский симфонический оркестр дал концерт в Санкт-Петербурге в честь своего 90-летия
16875
post-template-default,single,single-post,postid-16875,single-format-standard,ajax_updown_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode-theme-ver-7.8,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12,vc_responsive

14 Дек Гастрольные килоМэтры: Воронежский симфонический оркестр дал концерт в Санкт-Петербурге в честь своего 90-летия

Идея гастролей

Поводом для гастролей стал 90-летний юбилей воронежского академического симфонического оркестра. Когда встал выбор между Москвой и Петербургом, Владимир Вербицкий, главный дирижёр оркестра, сразу отдал предпочтение северному городу. А по мнению Игоря Вербицкого, Петербург культурно превосходит другие города страны: «Безусловно, это культурная столица нашей родины. Самые ярчайшие музыкальные события происходят именно в северной столице. Как там проходит жизнь – это мерило, по которому нужно строить свою жизнь. Это то, как надо работать, то, как надо делать. С одной стороны – это качество, с другой – быстрота действия. Иногда мы застреваем на месте, а очень важно, чтобы творческий процесс двигался вперед, постоянно появлялось что-то новое. Тогда это и будет полноценная культурная жизнь».
D3X_0111 copy
В итоге оркестранты оказались на первоклассной по акустике сцене Дворянского собрания. Светлые мраморные колонны, впитавшие в себя отклики игры гениальных композиторов и исполнителей, сами по себе уже располагали к чему-то важному и патетическому. Музыканты, не только готовые, но и репетировавшие часами, достигли того изумительного слияния, когда огромный оркестр играет как один человек. Игорь Вербицкий лично это ощутил и отметил возможности зала:

«Там не нужно прилагать больших усилий. Сцена там удивительным образом всё нивелирует и выдает какое-то новое качество звука. Диву даёшься, как люди столько лет назад могли выстроить зал, где в каждом углу прекрасно слышен любой инструмент. Для оркестрантов это уникальная возможность – почувствовать себя в этом зале особенно. Это как побывать на намоленном месте».

9
На сцене
По своему размаху и разнообразию программа была мощной. В первый день гастролей музыканты исполнили концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака и симфонию в 4-х картинах «Манфред» Петра Чайковского. За дирижерским пультом находился народный артист России Владимир Вербицкий. Солировал один из лучших российских виолончелистов – Александр Князев.

На следующий день пульт занял заслуженный деятель искусств Воронежской области Игорь Вербицкий. Во второй симфонии Шумана музыканты снова слились в единый организм. Затем предрекающими октавами обозначил начало фортепианного концерта Эдварда Грига пианист Александр Гиндин. И почти лёгким дыханием завершается второй напряженный концертный день – сюитой Рихарда Штрауса «Кавалер розы».

Оба раза оркестр играл как один великий человек. Чувствовалась его слаженность и общность. Таково было мнение из зала. Возможно, неким испытанием стала симфония Шумана. Это такая макиавеллевская вещь, где всё открыто и прослушивается каждая неточность, где исполнители бывают очень уязвимы. Музыкантам стоило немало усилий выдержать проверку на профессионализм.
4
В сущности, вся музыка, привезенная на гастроли, уже была ранее в репертуаре оркестра. Лет 7 назад играли симфонию Шумана, около 5 лет назад – «Манфреда» Чайковского. А концерты Дворжака и Грига – это золотой репертуарный фонд. Они постоянно в ходу и всегда исполняются с разными солистами. Перед поездкой программу, как и полагается, обыграли в Воронеже и двух городах области. Так что после такой интенсивной подготовки оркестр под управлением двух дирижёров все силы и эмоции оставил на сцене. После концерта они ощутили ту особенную приятную усталость, которую испытывал каждый музыкант.

Тщательно отнеслись не только к подготовке программы, но и к выбору солистов для гастролей. Уровень предстоящего выступления требовал соответствующих солистов – обладающих колоссальной сценической харизмой, энергичностью и индивидуальностью.
За кулисами
Обычно не принято показывать всю эту внутриоркестровую «кухню»: зритель приходит получить удовольствие, всё остальное ему неважно. На мой взгляд, напрасно. Зритель должен не только видеть результат, оставив за кадром всё прочее, но и уметь сопоставить размеры затраченных усилий и конечный результат.
20
Гастроли, например, могли не состояться без поддержки губернатора Воронежской области. Да и в тех условиях, которые были, поездка не всем далась легко. Путешествия на дальние расстояния в автобусе, которые с легкостью даются в студенчестве, уже не так просто воспринимаются зрелым человеком с виолончелью или контрабасом. Держал в напряжении и достаточно жёсткий график: два дня подряд утром – репетиции, вечером – концерты. А драгоценный перерыв на отдых безжалостно обменивался на прогулку по музейному Петербургу.
На гастролях в Петербурге залы были полные. Ряды занимали, конечно, не такие искушенные зрители, как хотелось бы. Некоторые из них — студенты военно-медицинской академии — откровенно скучали. Впрочем, это уже давно сложившийся и общеизвестный факт, что собрать полный зал на концерт академической музыки весьма сложно. Однако на этих гастрольных выступлениях была большей частью публика осмысленная, способная чувствовать и понимать. Музыканты сразу это ощутили, принимая аплодисменты и видя благодарные глаза. Они заслужили именно таких зрителей.
_IGP3354 copy
Смена обстановки, встреча с другими людьми вдохновила оркестрантов, дала новый импульс. Игорь Вербицкий надеется, что это были не последние гастроли: «Очень хочется, чтобы в перспективе наш оркестр ещё не раз съездил на гастроли. Играть с разными солистами и дирижерами – это прекрасная мотивация и способность чему-то научиться. Ведь у каждого человека существует свое видение музыкального мира».

Неслучайно избирательная человеческая память со временем стирает все неприятные моменты, оставляя самое значимое. Важно только одно – в зависимости от степени своей восприимчивости, каждый получил ту или иную долю эмоций. А хорошие эмоции, перерождаясь и выливаясь во что-то большее, неизменно становятся воспоминаниями. В нашем случае – бесценными воспоминаниями о гастролях.